МБУ ДО «Губкинская детская школа искусств им. Г.В. Свиридова»

Дистанционные образовательные технологии для детей с ограниченными возможностями здоровья


Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление, играют люди, во взаимодействии с которыми протекает его жизнь: родители, братья и сестры, родственники, сверстники, педагоги.

Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества. Дети с ограниченными возможностями здоровья изолированы от общества, живут в семейном кругу. Таким детям нужна помощь в социализации, они должны чувствовать, что они не одни, что они как все дети должны радоваться жизнью, играть, общаться со сверстниками. Поэтому в целях совершенствования процесса социализации детей с ограниченными возможностями, считаю наиболее целесообразным использование социально-педагогического потенциала дополнительного образования, ведь именно здесь включаются механизмы творческого воспитания, потому что имеет место труд не по необходимости или по принуждению, а по велению души. Одним из ключевых в современной системе образования является изменение отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в пользу данной категории обучающихся. Помощь в первую очередь должна заключаться в создании благоприятных условий для получения такими детьми полноценного образования не только по предметам школьного курса, а так же дополнительного образования. Актуальность проблемы дистанционного дополнительного образования заключается в том, что бы способствовать адаптации в современном обществе.

Так как обучение невозможно без знания компьютера и использования современных информационных технологий, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья уже фактически получает профессиональные навыки, которые в дальнейшем могут обеспечить ему работу и независимую жизнь.


Цель дистанционного обучения в дополнительном образовании:

- внедрение дистанционного обучения в дополнительном образовании 

- создание условий детям с ограниченными возможностями здоровья для получения качественного дополнительного образования в соответствии с их интересами и склонностями через развитие системы дистанционного образования с использованием Internet-технологий.

Задачи дистанционного обучения в дополнительном образовании:

- разработать методики удовлетворения образовательных запросов детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих сохранению их здоровья, с использованием современных электронно-компьютерных технологий;

- создать условия для удовлетворения потребности в общении детей с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками и взрослыми.

Ожидаемые результаты дистанционного обучения в дополнительном образовании:

- повышение интереса к дополнительному образованию у детей с ограниченными возможностями здоровья;

- повышение уровня и качества знаний и умений у детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование навыка работы с дополнительной информацией в сети Интернет у детей с ограниченными возможностями здоровья;

- создание банка индивидуальных заданий и проектов для организации и проведения занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- учащиеся принимают на себя ответственность за своё учение;

- авторитет педагога создается за счет его личностных качеств и саморазвития профессиональных и личностных компетенций;

Например, методика и технология использования программы Skype для проведения дистанционного занятия позволят видеть собеседника, Ребенок с ограниченными возможностями здоровья может как бы присутствовать на занятии, общаться с другими детьми, стать частью коллектива.   

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья должно вестись с учетом их индивидуальных особенностей и психофизических возможностей. Тут педагогу поможет разработанный индивидуальный образовательный маршрут.     

Перспективными направлениями для оптимизации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья считаю следующие:

- построение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

- разработка гибкой системы оценивания, учитывающей требования стандартов образования и особенности каждого ребенка;

- изучение возможностей учебно-дидактического материала при организации учебного процесса;

- совершенствование технологий при обучении данных обучающихся;

- гибкое сочетание обучения в процессе совместной деятельности (коллаборативный подход) и самостоятельного учения;

- совершенствование педагогического мастерства при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

На сегодняшний день информационные компьютерные технологии соответствуют качественно новому содержанию обучения и развития талантливого ребёнка, воспитывают самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивают дисциплину интеллектуальной деятельности. Обучение может проводиться с помощью новейших информационных и телекоммуникационных технологий, современных дистанционных форм обучения: телеконференций, online-лекций, творческих мастерских, мастер-классов и т.д. Обучение на основе компьютерных телекоммуникаций обеспечивает возможность чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объёма, любого вида; хранения информации в памяти компьютера, возможность её редактировать, распечатывать; интерактивности и оперативной обратной связи с педагогом и сверстниками; организации совместных проектов и т.д.. Все это позволит талантливому ребенку реализовать себя.

Принципы, лежащие в основе дистанционных образовательных технологий, сориентированы на личность ребенка, на создание условия для развития его способностей, на сотрудничество педагогов и обучающихся, педагогов и родителей.

Основные принципы:

- Принцип развития (стимулирование духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, создание условий для проявления творческих способностей ребенка в различных видах деятельности);

- Принцип успешности обучения (индивидуальный образовательный маршрут);

- Принцип гуманизации (соблюдение прав, уважение личности ребенка и педагога);

- Принцип вариативности (осуществление различных подходов к отбору содержания и технологий обучения).

 

 При дистанционном обучении возможно возникновение следующих проблем:

  1. Проблема методов, средств, показателей мониторинга успешности учащихся в рамках индивидуальных образовательных маршрутов.
  2. Проблема сочетания индивидуального обучения и обучения в группах.
  3. Проблема методов и средств повышения учебной мотивации детей при изучении предметов дополнительного образования.
  4. Проблема самооценки учащихся.

Образовательная среда должна быть гибкой и адаптируемой, оперативно реагировать на потребности участников образовательного процесса. Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми ее компонентами (мотивы учения, учебные действия, контроль и оценка) в равной мере. Учебная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья содержит в своей структуре те же элементы, однако формирование их протекает с задержкой и отличается некоторым своеобразием, что успешно корригируется в процессе специально организованного обучения.

Задача педагога - обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья. Стоит задуматься о том, что ребенок, который сидит перед монитором компьютера, подвергается дополнительному негативному воздействию на здоровье. Мы не можем полностью защитить ребенка, но у нас есть возможность провести с ним небольшую зарядку для глаз, которая отнимет от занятия не более 3-5 минут. А для тех детей, которые могут ходить, можно проводить небольшие физкультминутки. С детьми постарше можно обсудить тему сбережения здоровья. Предложите обучающимся придерживаться следующих правил здоровьесбережения: двигаться больше! соблюдать режим дня! не впадать в уныние! радоваться успехам, пусть даже незначительным! желать себе и окружающим только добра!

Успех в учении – один из источников сил и положительной мотивации детей. К. Д. Ушинский основной заповедью воспитания считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении.  Действительно, дать ребенку возможность почувствовать себя уверенно, укрепить чувство собственного достоинства поможет ситуация успеха. Технологически эта помощь осуществляется в психологической атмосфере радости и одобрения: подбадривающие слова и мягкие интонации, корректность обращений, доброжелательная мимика создают в сочетании благоприятный психологический фон. В МБУ ДО «ГДШИ им. Г.В. Свиридова» уже имеется большой опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. И не стоит говорить, как они ценят каждое ласковое слово и ловят улыбки и подбадривающие интонации педагога. При наличии специальной аппаратуры (ноутбук + интернет) можно попробовать и дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно это актуально для детей проживающих удалённо, чьи родители не всегда имеют возможность привезти ребенка на занятие, либо по причине погодных условий, что в северных регионах очень распространено.


Дистанционное обучение позволяет:

- получить полноценное дополнительное образование в соответствии с Государственным образовательным стандартом образования, независимо от места проживания и материальных условий;

- обучаться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию;

- развить творческие способности и участвовать в проектной, исследовательской деятельности;

- получить навыки коллективной работы;

- получить дополнительное образование;

- повысить уровень образовательного потенциала общества и качества образования.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья дополнительное образование, полученное дистанционным методом, - это уникальная возможность для успешной и полной интеграции детей в общество сверстников через развитие, коррекцию и реабилитацию!